Киберспорт на Андроид и IOS: в какие игры играют мобильные киберспортсмены? Киберспортивные дисциплины будущего Самые популярные игры киберспорта

В уходящем году вышло много интересных проектов, претендующих на звание "киберспортивная дисциплина". Telegram-канал "Мама, я геймер" проанализировал новые игры и попытался понять перспективы их развития в ближайшее время. Начинайте тренироваться уже сейчас, чтобы оказаться в топе, когда эти дисциплины будут на пике популярности.

Киберспорт – это тренд. Сильное заявление, проверять которое не нужно. И игр, претендующих на гордое звание «киберспортивная дисциплина», каждый год появляется несколько десятков. Вот только стать ими могут лишь единицы. Зависит этот процесс от множества факторов: от желания разработчика до внутриигровых механик. В это статье мы не будем подробно разбирать, почему один проект – киберспорт, а другой нет (можем сделать в следующей, если вам это интересно), а попытаемся отметить игры, которые в будущем году вполне могут стать популярными дисциплинами. А могут и не стать. «Невозможно будущее видеть. Повсюду тьма», - магистр Йода.

Отметим, что мы постарались рассмотреть проекты разных жанров и направлений. По факту их гораздо больше, и ваша любимая игра могла не войти в наш список. Так бывает.

1.Gwent (Гвинт)
Дата выхода: 2018 год. Сейчас находится в открытой бете.

Так уж сложилось, что любая карточная игра обречена на клеймо «клон Hearthstone» и скорое забвение. Попыток создать достойного конкурента для Blizzard было огромное количество, но все проекты задыхались через короткий промежуток времени. С Гвинтом история немного другая. Во-первых, он имеет совершенно другую игровую механику. С «большим братом» Гвинт связывает разве что наличие карт. Во-вторых, эта игра имеет хороший бэкграунд в виде любимой многими вселенной «Ведьмака». Кто не в курсе, Гвинт изначально был одним из развлечений внутри игры «Ведьмак 3. Дикая охота». Но эта дополнительная активность настолько понравилась геймерам, что разработчикам пришлось выпустить отдельный проект. В-третьих, разработчики. Поляки из CD Projekt RED имеют огромный багаж доверия у игроков. Они отлично зарекомендовали себя как студия, которая делает свои проекты с душой. Поляки любят свою аудиторию и готовы идти им навстречу, а это в наше время лутбоксов редкость. Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что Гвинт будет жить и определенно немного потеснит многим надоевший Hearthstone. У разработчиков с самого начала есть какая-то тактика формирования киберспортивной дисциплины, и они будут ее придерживаться.


Вторая дисциплина в нашем списке, которую обвиняют в «клонировании» проекта Blizzard. В данном случае все основания на это есть. При этом за популярность и перспективность разработчики Paladins должны сказать спасибо именно «метелице». Суть: турнирная система Overwatch слишком запутанная и дорогая. В Overwatch League 12 команд. Полноценного второго дивизиона не существует. Для создания команды и попадания ее в топ нужно много платить. Есть много нюансов, но все они отпугивают потенциальные организации. Потому они ищут альтернативу и находят ее в Paladins (которая, к слову, бесплатная). Самые известные организации СНГ Natus Vincere и Virtus.pro уже имеют составы в этой дисциплине, что в разы повышает ее популярность в данном регионе. Увеличивается и количество турниров по Paladins с вполне приятными призовыми фондами. Насколько долго проживет этот проект – не ясно. Но в первой половине 2018 года мы рекомендуем вам обратить внимание на Paladins.


Мало кому нужно объяснять, что такое Quake. Классический шутер вернулся в новом прекрасном формате, и все «старички» дисциплины в деле. Организации стремительно набирают себе игроков в Кваку и готовы сражаться на турнирах. Осталось, чтобы разработчики и организаторы не подкачали и те самые турниры все-таки были. И тогда все у Quake Champions в 2018 году будет хорошо.


Вы и не знали, а суммарно на турнирах по Injustice 2 в этом году уже разыграли почти полмиллиона долларов. На этот раз разработчики из NetherRealm Studios сделали не просто классический файтинг, а нечто большее. Возможность кастомизации и прокачки персонажей дала жанру новый виток развития. Насколько хватит разработчиков и как долго они смогут поддерживать игру, покажет только время. Но нельзя не отметить, что файтинги, популярные в 90-х и начале 2000-х, вновь становятся объектом интереса геймеров. Есть одна проблема: это происходит во всем мире, кроме СНГ. Лишь один наш игрок (из России) поучаствовал в ELEAGUE Injustice 2 World Championship 2017 и выиграл там скромные 500 долларов. Консоли у нас не так популярны, как хотелось бы, а файтинги – жанр скорее консольный, чем компьютерный. Тем не менее будет интересно понаблюдать в 2018 году за жанром в целом и Injustice 2 в частности.


Эту игру только ленивый не обозвал клоном PUBG. Даже сами разработчики последней судятся с авторами Fortnite из-за авторских прав. Но пусть они разбираются сами, а мы же перейдем к интересующему нас вопросу. Как было сказано в самом начале, киберспорт – это тренд. Потому наверняка разработчики Fortnite попробуют вскоре организовать какой-то турнир для привлечения геймеров в свою игру. Однако, в отличие от PUBG, рассматриваемая игра имеет меньший киберспортивный потенциал. Она сделана скорее для развлечения и отдыха с друзьями, она менее серьезная и хардкорная. С этим утверждением можно поспорить, и рассудит все в итоге только время, но наш прогноз на киберспортивное будущее Fortnite неутешительный.

P.S.:PlayerUnknown"s Battlegrounds (PUBG)
Дата выхода: 20 декабря 2017 года.


Если бы в этом списке не было самой хайповой дисциплины уходящего года, то зачем он вообще был бы нужен? Каждый второй сайт/паблик/блогер анализировал киберспортивные перспективы новой дисциплины. Выводы у всех примерно такие: каждый следующий турнир по PUBG становится популярнее и качественнее предыдущего, что, конечно, вселяет оптимизм и веру в светлое будущее. Но как правильно в интервью нашему каналу заметил Антон Астафуров (менеджер по стратегическому развитию социальной сети «Одноклассники»), «чтобы сложиться как киберспортивная дисциплина, игре нужно выйти хотя бы из раннего доступа». По заверениям разработчиков, это случится уже совсем скоро. Ждем и верим в лучшее.

Логично, что количество киберспортивных дисциплин растет с каждым годом. Какие-то из них умирают за пару месяцев, а другие все же находят свою аудиторию и радуют своих поклонников дни и ночи. Главное помнить, что именно вы решаете, во что играть и что смотреть. И именно вы решаете судьбу потенциальных киберспортивных дисциплин.

МОСКВА, 3 апр — РИА Новости. Уже в конце апреля суммарный объем призовых за всю историю киберспорта достигнет отметки в 1 миллиард долларов. Примерно таким же является и годовой оборот средств в киберспорте, и по прогнозам аналитиков эта сумма удвоится в ближайшие четыре года. То, что раньше было просто развлечением, всего за несколько лет стало огромной индустрией, в которую инвестируют крупные бренды, а телеаудитория превышает сотню миллионов человек по всему миру.

Киберспорт включает в себя несколько десятков дисциплин, каждый год появляются новые игры, которые стремятся занять свою нишу. Но уже сейчас можно назвать шесть самых популярных направлений.

FIFA

Наиболее понятная непосвященному человеку игра — симулятор футбола. FIFA всегда была популярна и являлась одной из дисциплин на когда-то единственном крупном международном турнире по киберспорту — World Cyber Games.

Российские игроки в FIFA всегда были на виду, а главных успехов добился человек с символичным для отечественного футбола именем — Виктор Гусев, более известный под ником "Alexx": в 2005 и 2006 годах Виктор финишировал на втором и третьем месте на WCG. В целом в киберфутболе, как и в футболе настоящем, доминировали немцы.

В последние годы ситуация сильно изменилась: во-первых, сама организация FIFA проводит турниры по киберспортивному футболу. Во-вторых, отдельные профессиональные клубы подписывают контракты с киберспортсменами, например, так сделали ПСЖ, "Рома" и еще несколько десятков ведущих команд Европы. В-третьих, внутри национальных чемпионатов начали проводить чемпионаты страны по FIFA — такие турниры проходят в Голландии и Франции.

Не отстает, а, возможно, и превосходит конкурентов Российская футбольная Премьер-Лига. В конце 2016 года футбольные клубы "Спартак" и "Уфа" подписали профессиональных игроков в FIFA, вслед за ними подобные "трансферы" совершили "Локомотив" и ЦСКА. Уже в феврале 2017 года прошел Кубок РФПЛ по киберфутболу с участием 16 команд, победителем которого стал Андрей "Timon" Гурьев, представлявший армейский клуб, а 31 марта в Казани стартовал чемпионат РФПЛ по киберфутболу.

Говоря о популярности отдельных игроков, стоит выделить, возможно, сильнейшего игрока России — Сергея "kefir" Никифорова, представляющего московский "Спартак": на его канал в Youtube сегодня подписаны почти 720 тысяч человек.

Counter-Strike: Global Offensive

Потомок того, во что играли многие последние два десятилетия — "контра" была несколько раз переработана, улучшалась внешне и теперь существует под названием Counter-Strike: Global Offensive. Всё просто: две команды по пять человек, одни атакуют, другие защищаются, игра длится до победы в 16 раундах, вид от первого лица, прицел в центре экрана — на первый взгляд, ничего сложного. Однако стоит копнуть глубже — и начинается настоящее шоу. И дело касается не только разнообразных стратегий по атаке одной из двух точек, которые надо защищать.

Во многом благодаря тому, что Counter-Strike существует уже давно, средний возраст и игроков, и болельщиков в целом выше, нежели во многих других дисциплинах. Например, в российской организации Virtus.pro средний возраст игроков 26 лет, старшему из них уже 30, а контракты с командой рассчитаны до декабря 2020 года. Турниры проходят также с расчетом на более возрастную аудиторию — основными площадками становятся крупные стадионы и арены в городах вроде Атланты, Кёльна, Франкфурта или Москвы.

Трансляции большинства крупных турниров также соответствуют запросам более старшего поколения: например, проходивший в январе турнир ELEAGUE Major показывали силами продюсерского центра Turner, который производит контент для ведущего спортивного телеканала США — ESPN. За показ квалификации к этому турниру телеканал TBS был номинирован на престижную премию "Эмми".

CS:GO — игра с невероятно высоким уровнем конкуренции, что делает любой представительный турнир привлекательным для зрителя: несмотря на наличие 3-4 по-настоящему ведущих команд, по меньшей мере 5-6 коллективов также могут претендовать на победу в таком соревновании. Россияне, благодаря общей популярности игры в стране, всегда добивались успехов на международной арене: первым громким успехом стала победа петербуржской команды М19 на World Cyber Games в 2002 году, а выступающие за Natus Vincere Денис "seized" Костин и Егор "flamie" Васильев за карьеру на двоих заработали больше 500 000 долларов. Однако наибольших успехов достигли поляки, выступающие за российскую команду Virtus.pro — за годы игры в CS:GO они заработали свыше 2.6 миллиона долларов.

Dota 2

Как и League of Legends, Dota 2 возникла на базе популярной в 2005-2010 годах игры DotA (Defense of the Ancients). Две команды по пять человек, практически симметричная карта, поделённая пополам, больше сотни персонажей и предметов — она пользовалась большой популярностью во всем мире, по ней проходили небольшие турниры со смешным по современным меркам призовым фондом.

Как киберспорт завоевывает сердца, кошельки и страны Киберспорт вообще очень демократичен. Он доступен практически любому, поскольку не требует от игрока экстраординарных физических усилий и солидных финансовых затрат, замечает Валерий Спиридонов.

Все изменилось в 2011 году, когда компания Valve выпустила игру Dota 2, организовала турнир The International, куда пригласила сильнейшие коллективы со всего мира, а также выложила в качестве приза немыслимые 1.6 миллиона долларов призовых, из которых целый миллион полагался победителю. С каждым годом сумма на главном турнире увеличивалась, и уже в 2016 году 16 команд разыграли 20.8 миллиона долларов.

В России Dota 2 по праву считается №1 — это объясняется невероятно затягивающим игровым процессом, и успехами игроков и организаций из СНГ. Команда Virtus.pro является одной из сильнейших в мире, Team Empire на проходящем в Китае Dota 2 Asian Championship (DAC) смогла занять 5-6 место.

Именно Dota 2 первой ворвалась на российское телевидение: уже в ближайшие выходные матчи DAC будут транслироваться на телеканале "Матч! Игра", а в 2016 году под прицелы камер попали матчи прошедшего в Москве турнира Epicenter и The Boston Major.


League of Legends

Самая популярная киберспортивная дисциплина в мире. Сегодня около 100 миллионов человек по всему миру играют в League of Legends. Популярность объясняется довольно просто: уровень индивидуального мастерства тут играет меньшую роль, по сравнению с теми же Dota 2 или CS:GO. На первый план в LoL выходят командные взаимодействия.

Среди прочих причин популярности игры можно назвать крайне скромные технические требования — LoL запускается "на любом утюге" — и потрясающую организацию. Компания Riot Games, разработчик LoL, проделывает колоссальную работу и полностью контролирует соревновательный процесс. Календарь опубликован на несколько месяцев вперед, участники турнира в каждом дивизионе (которых в мире сейчас уже 13 по всему миру) известны, формат определен, каждая игра транслируется на уровне, которому могут позавидовать федеральные телеканалы — все это делает League of Legends суперпопулярным направлением.

Что такое популярность LoL в России поможет понять фото с финала Континентальной лиги — турнира, победитель которого получает право представлять СНГ-регион на чемпионате мира. Решающие матчи проходили под сводами арены ВТБ Ледовый дворец — и свободных мест на трибунах было не найти, 13 с лишним тысяч человек заполнили зал.

Однако есть одно важное "но" — человеку, никогда не игравшему в LoL, невероятно сложно разобраться, что происходит на экране. Впрочем, от недостатка зрителей эта дисциплина все равно не страдает — игра с каждым годом завоевывает миллионы фанатов.

В России функционирует две основных лиги — Континентальная лига, в которой представлены восемь сильнейших коллективов СНГ, и Лига претендентов. Первые значительные достижения пришли в прошлом году, когда команда Albus Nox Luna, ныне выступающая под флагом М19, попала в четвертьфинал чемпионата мира, что стало настоящей сенсацией в киберспорте.

© Фото: Пресс-служба Riot Games


Overwatch

Самая молодая и "гламурная" игра с колоссальными перспективами. Возможно, люди постарше помнят Quake или Unreal Tournament, которые были популярны 15-20 лет назад. Overwatch чем-то похож: несколько режимов (1 на 1, 3 на 3, 6 на 6, различные площадки), разнообразные персонажи, все тот же курсор в центре экрана, действие происходит в будущем, все красиво, ярко и быстро — два десятилетия стремительного развития компьютерных технологий нашли отражение в игре.

Сегодня в Overwatch играют 25 миллионов человек, но уже в ближайшие годы это число может вырасти в несколько раз. Во второй половине 2017 года стартует Overwatch League — стоимость участия в турнире для одной команды не афишируется, но по различной информации, она ранжируется от 2 до 15 миллионов долларов. По оценкам компании Morgan Stanley, доходы от лиги составят от 100 до 720 миллионов долларов — с такими показателями она должна обогнать футбол и рестлинг.

В этой дисциплине достижения россиян не столь велики, и объясняется это не только новизной игры. По сравнению с другими киберспортивными дисциплинами, Overwatch гораздо более требовательна к ресурсам, а высокопроизводительные компьютеры есть далеко не у всех. Тем не менее, на прошедшем в 2016 году Кубке мира сборная России заняла второе место, при этом поход за "серебром" получился действительно выдающимся. Сначала команда вышла из квалификационного турнира, по ходу одержав 11 побед в 11 раундах, затем уже на самом Кубке мира в упорной борьбе с США финишировала перво в группе, уступив лишь в финале мощной сборной Южной Кореи.

Уже давно компьютерные игры являются не только развлечением. Для некоторых игроков – это способ жизни. Ведь с их помощью можно не только убивать свободное время, но и зарабатывать на этом неплохие деньги. Но чтобы дойти к такому результату у вас должна быть наиграна не одна тысяча часов.

Теперь же, игры стали полноценным спортом. За прошедшие года было проведено множество турниров с громадными призовыми фондами, где соревновались команды со всего мира за звание лучшей.

Чаще всего, турниры проводятся в командном формате, но несмотря на это, бывают и одиночные. Каждый киберспортсмен должен обладать хорошей реакцией, высоким навыком игры и другими качествами, которые нужны для командного взаимодействия.

Игр, по которым проводятся киберспортивные соревнования, достаточно много. Но лишь некоторые обеспечивают игроков большими призовыми фондами, удобными девайсами и другими нужными вещами. И в этой статье вы сможете увидеть самые популярные игровые дисциплины киберспорта.

Как и большая часть игр, по которым сейчас проводится множество популярных соревнований, FIFA 16 начала с небольших, локальных турниров. Первый из них был проведен еще в далеком 2000 году. Но сейчас, эта игра заняла важное место в таком крупном турнире, как World Cyber Games.
Помимо этого, сама организация FIFA также занимается проведением различных чемпионатов, с приемлемыми призами. И уже сейчас запущена регистрация на турнир 2016 года.

Такие файтинги, как Mortal Kombat X всегда отличались тем, что привлекали громадную публику из-за своей зрелищности. Конечно же, что и для соревнований нужно было выучить множество разных комбинаций, чтобы не только победить врага, но и удивить всех зрителей. Именно поэтому, к умениям киберспортсменов этой отрасли относились с особым подходом.

За время существования игры было проведено множество турниров, начиная от локальных, где призовой фонд оставлял желать лучшего, к мировым чемпионатам.

В этом году, компания Electronic Sports League заявили о собственном чемпионате по Mortal Kombat X. Турнир приобрел название ESL Mortal Kombat X Pro League. Большинство участников являются жителями Северной Америки, СНГ и Европы. На лан-финале игроки получили примерно 50 000 долларов в общем.

Heroes of the Storm является новой MOBA-игрой от компании Blizzard, и входит в лучшие игры киберспорта из-за своей необычности. В игре присутствуют персонажи со всех вселенных, созданных разработчиками Blizzard. Общий игровой процесс чем-то похож на DOTA (Defense of the Ancients). Несмотря на это, в HotS свои правила.

Две команды, в каждой из которых по 5 человек, сражаются между собой на различных картах. А главной задачей каждого, является уничтожение главного строения противников. Как вы могли заметить, это очередной продукт от Blizzard, который надолго остановится в киберспортивной индустрии. Ведь сейчас, Heroes of the Storm лучшая из ряда быстроразвивающихся игр. И уже сегодня, большая часть популярных киберспортивных организаций начали собирать составы для этой дисциплины.

Hearthstone – очередная игра от студии Blizzard, которая вошла в топ киберспортивных дисциплин всех времен. Она выделяется своим уникальным жанром. Суть достаточно простая на первый взгляд. Два игрока сражаются между собой с помощью уникальных колод. При этом, в игре присутствует множество интересных режимов, которые значительно отличаются друг от друга. При первом посещении, игрок получает стартовую колоду, которая со временем расширяется путем добычи других карт.

В 2013 году, BlizzCon провели Innkeeper`s Invitational – первый турнир по данной дисциплине. Соревнования проходили на протяжении двух дней, и транслировалась через Twitch. А в 2014, 16 лучших игроков всего мира встретились в карточной схватке за звание самого сильного. При этом, победитель получил довольно-таки крупный призовой фонд – 100 000 долларов.

С помощью усилий самих разработчиков игры World of Tanks, она смогла занять высокую позицию среди самых популярных киберспортивных дисциплин. В 2014 году, компания решила сделать свою площадку для организации турниров и крупных соревнований. Но, Wargaming.net League поддалась реорганизации и осталась обычной площадкой для лиги.

Самым весомым для всех киберспортсменов этой дисциплины стал международный чемпионат, под названием «Continental Rumble». Впервые его провели 17 октября, в Польше (Познань). Именно там сражались лучшие команды с Европы и СНГ. А победу взяли игроки с команды Tornado Rox. Помимо звания чемпиона они получили 45 000 долларов из общего призового фонда, который начислял $100 000.

StarCraft 2 – это одна из самых первых стратегий, которая начала собирать множество зрителей на различных турнирах, чемпионатах и прочих соревнованиях. Игры подобного жанра всегда были первыми на World Cyber Games. Вместе с этим, StarCraft 2 является самой сложной дисциплиной в киберспорте.

В самом начале 2012 года, от компании Blizzard Entertainment поступило заявление о проведении турнира World Championship Series по игре StarCraft 2. На протяжении соревнования, зрители могли насладиться множеством интересных баталий на отборочных играх. И после этого, следовал ожидаемый финал, в котором взяли участие сильнейшие игроки. Проведен он был в Шанхае. Чемпионом мира стал Корейский киберспортсмен Lee-Sak «PartinG» Won. Как победителю ему вручили чемпионский кубок и приз в $100 000. Именно после этого события игра стала основной киберспортивной дисциплиной Battle.net World Championship Series. Но несмотря на неимоверный успех игры, она все же уступила чемпионату мира на BlizzCon.

Игра Smite немного выделяется среди других киберспортивных дисциплин. Ведь у нее есть собственная площадка для проведения турниров и других соревнований. И это одна из причин, почему она встает на четвертое место в наш топ игр киберспорта. Составы по Smite имеют множество популярных организаций всего мира, включая Fnatic, Team Solomid, Cloud 9.

В 2014 году, игроками Smite для Чемпионата Мира был собран призовой фонд в $2 145 803. Сборы проходили таким же способом, как на прошлогоднем The International 2015. Пользователи покупали игровые вещи, и большая часть стоимости шла в копилку для призового фонда на Чемпионата Мира. Помимо этого, игра Smite имеет начальный фонд, который начисляет $600 000 и увеличивается с помощью доната.

League of Legends является одной из самых популярных MOBA-игр, созданная компанией Riot Games. Сразу после релиза она заняла высокие позиции среди самых популярных киберспортивных дисциплин. Впервые игра дебютировала на проведении World Cyber Games еще в 2010. Начиная с 2011 года, компания проводит отдельные Чемпионаты Мира, на которых присутствуют большие призовые.

В 2013 году, США публично признали игроков киберспортивной сцены League of Legends настоящими спортсменами профессионального уровня. И оформить визы для них сейчас значительно проще. С помощью нововведений, киберспортсмены могут оставаться в США на протяжении 5 лет. Это стало весомым шагом в киберспортивной индустрии. В прошлом году был проведен Чемпионат Мира за звание лучшего и, конечно же, призовой фонд в $3 000 000.

Counter Strike: Global Offensive является не только самым популярным шутером всех времен, но и основной киберспортивной дисциплиной своего жанра. На данный момент, CS: GO является главной дисциплиной на крупных турнирах от Electronic Sports League и Intel Extreme Masters.

Помимо второстепенных турниров, компания Valve проводит официальные соревнования, под названием Majors, где команды сражаются за большие призовые и звание чемпиона. Перед началом проведения, Vale готовит игрокам различные ивенты и предметы. В прошлом году, на турнирах по Counter Strike: Global Offensive призовой фонд насчитывал более $3 800 000 призовых.

Вот мы и приблизились к первому месту в нашем топе киберспортивных дисциплин. И в нем вы узнали, какие игры входят в киберспорт. А первое место занимает DotA 2, которая является первой и самой популярной игрой жанра MOBA. На пике роста популярности игры, она дебютировала на таком крупном турнире, как World Cyber Games.

На сегодняшний день, компания Valve занимается организацией крупных чемпионатов по дисциплине DotA 2. Они проходят в разных регионах, лигах и, конечно же, на мировом уровне. В прошлом году на The International 2015 присутствовал призовой фонд в $18 000 000. Именно из-за DotA 2 киберспорт стал значительно прибыльнее, чем множество других популярных видов спорта.


Компьютерные игры - это не только развлечение и «убийца времени», в наше время игры стали настоящим спортом. По ним уже более 10 лет проводят всевозможные соревнования и чемпионаты, в том числе и мирового уровня.

Многие киберспортивные игры – командные, но есть и соло дисциплины, где всегда противостояние идет 1 на 1. К игрокам и командам большие требования, многие спортсмены обладают очень быстрой реакцией, отличным умением играть, а также общими качествами, позволяющими легко сыгрываться с командой и противостоять стрессам во время многочисленных переездов и во время соревнований.

Дисциплин и игр, которые можно назвать киберспортивными – немало, но все из них прошли испытание временем. Мы подготовили для вас список десяти лучших современных киберспортивных игр, и расскажем про их историю и проводимые соревнования.

Легендарная прародительница жанра MOBA, карта для Warcraft 3. DotA стала киберспортивной дисциплиной на пике популярности, благодаря тому что в то время на всех турнирах по Warcraft 3 была дополнительная сессия по ней. Также она дебютировала как игровая дисциплина на World Cyber Games, которые были в свое время крупнейшим событием в мире киберспорта.

В наше время компания Valve организовывает чемпионаты по игре DotA 2, которые проходят в нескольких различных лигах и регионах, в том числе и на мировом уровне. В этом году прошел чемпионат мира The International 2015, в котором был разыгран призовой фонд в более чем $18 млн, что сделало киберспорт более прибыльным, чем множество других классических видов спорта.

Эта MOBA игра от компании Riot Games, созданная командой, в которую входят создатели оригинальной Defense of the Ancients, сразу же после релиза стала одной из основных киберспортивных дисциплин, отличается наличием системы рейтинговых игр и лиг и огромной инфраструктуры региональных и мировых чемпионатов. Дебютировала как киберспортивная дисциплина на World Cyber Games в 2010 году, а с 2011 года проходит отдельный Чемпионат мира по League of Legends, с большим призовым фондом.

В 2013 году Соединенные Штаты Америки официально признали профессиональных игроков в Лигу Легенд профессиональными спортсменами, и процесс оформления визы теперь для них упрощен. Эти изменения позволяют профессиональным игрокам оставаться в США на срок до 5 лет. Это стало огромным шагом для киберспорта в целом. В данный момент проходит Чемпионат мира 2015, в котором за первенство и призовой фонд в $3 млн сражаются лучшие команды со всего мира.

Новая MOBA от Blizzard, которая позиционируется как игра в жанре «Hero Brawler». В игре собраны герои из разных вселенных других игр Blizzard, а игровой процесс проходит по своим уникальным правилам, но общий процесс подобен Defense of the Ancients – две команды по 5 человек сражаются между собой на различных картах, а цель – уничтожить главное здание на базе врага. Как известно, практически все продукты компании Blizzard надолго становятся дисциплинами в киберспорте. Судя по всему, HotS не станет исключением.

Еще до официального релиза игры, начались различные киберспортивные игры по Heroes of the Storm, а первый чемпионат мира пройдет в этом году на BlizzCon. На данный момент HotS является одной из самых быстро развивающихся дисциплин. Множество киберспорт-организаций начали собирать составы и команды для игры в HotS .

Hearthstone является коллекционной карточной онлайн игрой, основанной на пошаговых сражениях один на один между двумя противниками. Игроки могут выбирать режимы игры, каждый из которых имеет небольшие отличия от остальных. Когда пользователь начинает играть, он получает стартовый набор, состоящий из «базовых» карт. В последующем можно приобретать редкие и более мощные карты путём покупки комплектов карт или получать карты как награду за участие в играх на Арене. Впервые игра была представлена в 2013 году, а в 2014 уже вышел в релиз.

В ноябре 2013 года на BlizzCon 2013 состоялся Innkeeper’s Invitational - первый в мире турнир по Hearthstone. Двухдневные состязания транслировались на Twitch и BlizzCon. В 2014 прошел первый чемпионат мира по Hearthstone, в котором 16 лучших игроков со всего мира сражались за звание Чемпиона и призовой фонд в $250,000. Первым Чемпионом мира стал James "Firebat" Kostesich, заработав $100,000 призовых. А в этом году в рамках BlizzCon 2015 пройдет Мировой турнир.

Стратегии стали первыми киберспортивными играми, которые собирали вокруг себя множество профессиональных игроков и целые лиги. Основными дисциплинами на World Cyber Games всегда были Warcraft 3 TFT и StarCraft, но со временем, так как они устарели, им на смену пришла игра StarCraft 2, одна из самых сложных и известных дисциплин в киберспорте.

В начале 2012 года Blizzard Entertainment анонсировали StarCraft II World Championship Series, серии чемпионатов с множеством этапов и отборочных игр, завершившиеся финалами World Championship Finals в городе Шанхай, Китай. Первым чемпионом мира по StarCraft 2 стал профессиональный игрок из Кореи Lee-Sak "PartinG" Won, он выиграл Кубок чемпиона и $100,000 призовых. После этого игра стала одной из основных дисциплин Battle.net World Championship Series, которая проводилась в 2013-14 году, и уступила место чемпионату мира на BlizzCon.

Counter Strike – самый известный шутер в киберспорте. Он являлся дисциплиной более чем в 10 различных больших чемпионатах и сериях турниров, и в огромном количестве местных соревнований. В данный момент Counter-Strike: Global Offensive остается основной дисциплиной в таких киберспортивных лигах и турнирах как Electronic Sports League (ESL) и Intel Extreme Masters.

Кроме сторонних турниров от киберспортивных лиг, компания Valve организовывает Основные Чемпионаты (majors). В них очень большие призовые фонды, и к их проведению в игре появляются определенные предметы и события. В 2015 году на турнирах по Counter-Strike: Global Offensive было разыграно более $3.8 млн призовых.

В отличие от множества других киберспортивных дисциплин, файтинги отличались хорошей зрелищностью, привлекали огромную публику к просмотру соревнований и всегда были очень требовательны к личному «скиллу» игрока. Mortal Kombat не был исключением, и потому в мире проходило множество локальных и глобальных соревнований и чемпионатов.

А в этом году ESL (Electronic Sports League) анонсировали свой собственный турнир по Mortal Kombat X, который войдет в список дисциплин ESL Pro League. Сам турнир получил название ESL Mortal Kombat X Pro League. Участие в нём приняли игроки Северной Америки, Европы и СНГ. На лан-финале было разыграно более 50 000 долларов.

Гоночные симуляторы почти полностью провалились в борьбе за место в киберспорте. Сложившуюся ситуацию постарается изменить игра нового поколения – Project Cars, которая вышла в этом году. В сентябре начались первые соревнования в этой дисциплине. Соглашение между ESL, разработчиком Slightly Mad Studios и издателем Namco Bandai Entertainment позволит игре получить киберспортивное будущее.

Electronic Sports League организовали ESL Open Ladders по Project Cars, а в данный момент проходит чемпионат Go4ProjectCARS Europe со скромными призовыми в 150 € и еженедельной наградой в 50 €.

Как и множество других основных киберспортивных дисциплин, виртуальный футбол в лице FIFA начал свое шествие с локальных турниров, но вскоре, в 2000 году, стал основной дисциплиной крупных турниров, таких как World Cyber Games.

Кроме того, сама организация FIFA организовывает личный чемпионат FIFA Interactive World Cup, который проходит с 2004 года, а в данный момент началась регистрация на чемпионат 2016 года.

Усилиями компании Wargaming игра World of Tanks стала одной из киберспортивных дисциплин, особенно популярных в СНГ и Европе. В 2014 организована Wargaming.net League, которая должна была стать основной площадкой для турниров и чемпионатов, но она была реорганизована и оставлена как площадка для лиги.

Основным международным турниром по World of Tanks стал «Continental Rumble», который впервые прошел 17 октября в польском городе Познань. В Continental Rumble сражались лучшие команды СНГ и Европы, а победителем оказалась команда Tornado Rox, заработавшая звание Чемпиона Континента и $45 000 из общего призового фонда в $100 000.

Отдельно упомяну про игру - она зарабатывает приз зрительских симпатий от пользователей сайт

У игры свой отдельная площадка для турниров и лиг http://esports.smitegame.com/ , которая напрямую поддерживается разработчиками. Свои составы по Smite имею такие известные команды как Cloud 9, Fnatic и Team Solomid.

В 2014 году игроки в Smite собрали призовой фонд в $2,145,803 для Чемпионата Мира, приобретая различные внутриигровые вещи подобно тому, как это было на The International 2015, чемпионате мира по DotA 2. Чемпионат мира 2015 по Smite имеет базовый призовой фонд в $600 тысяч, но будет увеличиваться за счет продаж предметов в игре. Кроме того все региональные отборочные лиги, имеют собственные фиксированные призовые фонды в $500 тысяч, для каждого из 5 регионов.

Серьёзность киберспорта уже давно и ни в ком не вызывает сомнений – турниры по Dota 2 , CS:GO или League of Legends собирают миллионы зрителей, а годовые обороты в этой индустрии достигают миллиарда долларов. Суммы призовых в самых популярных турнирах исчисляются миллионами – и всё это далеко не предел. Развитие киберспорта и расширение ассортимента его дисциплин привело к появлению, пусть пока не столь масштабного, но всё же перспективного явления – мобильного киберспорта. И если раньше идея киберспортивных турниров по мобильным играм вызывала либо улыбку, либо легкое недоумение, то сейчас отношение к ним меняется. Какие же мобильные игры на данный момент представлены в киберспорте и чем они интересны?

World of Tanks Blitz

Если знаменитая World of Tanks уже давно стала киберспортивной дисциплиной, то её младшая, мобильная версия только в последнее время начала продвигаться в этом направлении. Но продвижение успешно - турнир Blitz Twister Cup проходит уже в течение двух лет, постепенно наращивая обороты. Сражения 7 на 7, длящиеся по семь минут, идеальны для игры на мобильных устройствах. Состязания по WoT Blitz проходят в режиме Превосходство, динамичном и непредсказуемом и выглядят достаточно зрелищно, так что у этой игры есть все шансы закрепиться в мобильном киберспорте.

Hearthstone

Эта CCG уже давно завоевала своё, весьма достойное место, среди киберспортивных дисциплин. Она предлагает широкий выбор карт, из которых вы соберёте собственную колоду и сразитесь с соперниками, используя оружие, заклинания и призыв существ. Эта игра удивляет глубиной, разнообразием тактик и непредсказуемостью, а благодаря кроссплатформенности позволяет легко переключаться с планшета на PC и обратно. Hearthstone World Championship 2017, организованный компанией Blizzard, разыграл 1 миллион долларов призовых, и это весьма серьёзная заявка на лидерство в сфере киберпсорта.

Clash Royale

Разработчики Clash of Clans создали эту мультиплеерную онлайн-игру с расчётом на киберспорт – уже сейчас по ней проводятся многочисленные турниры с неплохими призовыми. Её состязательный геймплей, основанный на карточной механике и элементах lane defence, пришёлся по душе множеству игроков, а короткие сессии, широкий ассортимент арен, хорошо знакомые персонажи и простое управление дополняют общую картину. В эту игру совершенно несложно вникнуть, но истинного мастерства добиться не так просто, поэтому её перспективы в киберспорте выглядят очень неплохо.

Clash of Clans

Популярность этой игры не вызывает сомнений уже многие годы. Её стратегический геймплей давно сумел собрать огромную армию поклонников, призывая их на бой для защиты собственной базы и атак вражеских поселений. Кланы и события, рейды и дружеские турниры – здесь есть очень многое. Состязательный геймплей CoC заставил авторов из Supercell обратить внимание на киберспорт. Ими было проведено несколько турниров, но самым успешным оказался прошлогодний Leaders vs YouTubers, собравший солидную аудиторию зрителей.

Arena of Valor

Невероятно популярная в Китае MOBA Arena of Valor – это PvP-матчи 5 на 5, 3 на 3 и 1 на 1, интуитивное управление, 40 легендарных героев, количество которых постоянно растёт, 6 разнообразных классов, альянсы, голосовой чат и, конечно, турниры. Разработчики из Tencent на выставке Gamescom 2017 организовали мировой турнир по Arena of Valor, который привлёк большое количество зрителей. В Китае эта игра известна под названием King of Glory и там турниры по ней собирают у экранов миллионы. По сути, данный проект максимально приближен к идеям League of Legends, поэтому многие называют эту MOBA чем-то вроде мобильной версии LoL. Игра не так давно начала шествие по западным магазинам приложений, и, похоже, у неё большое будущее, в том числе, и в киберспорте.

Planet of Heroes

Ещё одной, не так давно ворвавшейся на мобильные платформы MOBA, стала Планета героев от My.com. Она создавалась специально под устройства с тачскринами, поэтому матчи в ней длятся не более 7 минут, а управление доступно и интуитивно. Персонажи Планеты героев обладают массой активных и пассивных навыков, а задача игрока – стратегически мыслить, использовать различные тактики, найти свою роль в команде и привести её к победе. Разработчики планируют проведение по этой игре турниров и явно намерены продвигать её в сферу мобильного киберспорта.

Vainglory

Фактически, именно эта игра стала первой настоящей мобильной MOBA, не уступающей старшим компьютерным собратьям. Она предлагает не только стратегическую глубину, продуманный геймплей и ярких фантазийных персонажей-героев, но и скоростные PvP-сражения 5 на 5, задуманные специально для мобильных платформ. Управление в ней отшлифовано с учётом тачскринов, а пятиминутные сражения идеальны для коротких игровых сессий. Этот проект успешен не только в среде мобильных геймеров – он дебютировал в киберспорте, и мировые чемпионаты по Vainglory уже предлагают призовые фонды свыше ста тысяч долларов. Разработчики из Super Evil Megacorp постоянно обновляют свой проект, внося в него существенные улучшения и добавляя новый контент.

Brawl Stars

Ещё одна попытка компании Supercell продвинуться в сторону киберспорта, и, похоже, она станет успешной. Предстоящая игра комбинирует в себе элементы жанра MOBA с шутером и браулером. В матчах принимают участие по три игрока, а игровые сессии задуманы идеальными для мобильных устройств – всего по 2.5 минуты. Здесь отсутствуют ярко выраженные роли героев в команде, за счёт чего их комбинация будет играть существенную роль в бою. Геймплей её максимально прост, на успех в ней влияют рефлексы, развитие навыков и знание структуры карты. Осталось дождаться её глобального релиза.