Разборный одноместный вертолет для минобороны. Японский одноместный портативный вертолет Одноместный вертолёт

20 июля 2016 года на аэродроме Воскресенск в воздух впервые поднялся сверхлёгкий складной вертолёт «Микрон». Управлял вертолетом в этом полете Дмитрий Ракитский. Тот первый прототип уже ушел к новому хозяину,а на МАКС-2017 был представлен следующий вариант вертолета. Конструкция аппарата претерпела значительные изменения, от исходного варианта не осталось ни одного болта.



сайт производителя?

Micron – соосный вертолет, разработанный авиаконструктором Валерием Шоховым, при поддержке авиационной компании AIRLANE и команды Gyroplane.ru. Как говорят создатели,аппарат проектировался по мотивам Ка-56.

Второй Micron имеет открытую кабину и винт диаметром 5,3 метров. Легкий вертолет обладает высокой управляемостью и уникальной маневренностью. Пустой Micron весит всего 115 кг, рассчитан на одного пилота и оборудован компактной соосной схемой несущего винта.
Если я правильно понял,то цену на такой вертолет озвучивали в пределах 3,5 млн рублей?

Табличка с данными вертолета с этим двигателем.
Если я правильно понял,то лопасти для вертолета создавал Николай Санников (на форуме - niksaan). А коллектив композитчиков из Харькова под руководством Кальницкого А.М. - готовил детали фюзеляжа из КМ.

После гибели Дмитрия Ракитского знамя испытаний этих вертолетов подхватил Дмитрий Шадрин.

Колесики от роликов? На первом экземпляре колеса были крупнее,что поменялось?

И похоже другая конструкция упоров для ног и педалей? Педалей здесь не наблюдаю вообще.

Двигатель и привод. Втулка НВ полужесткого типа с торсионами из ВНС-2. Изначально планировались к установке на вертолет только четыре двигателя: Rotax 503, Hirth H32, MZ 202, РМЗ 550,а сейчас уже и R582, РМЗ 551.

Приборная панель. Сразу ясно,что по ППП этот вертолет пока летать не собирается:-)))

Двигатель MZ202,его вес 40 кг при мощности 60 лс. .

И ременный привод винтов.
По словам создателей удельные параметры вертолета (нагрузка на ометаемую площадь, нагрузка на мощность) находятся очень близко к таким аппаратам как Ка-26 и XRON. Поэтому они ожидают, что поведение на режиме авторотации будет не сильно отличаться от поведения вышеназванных аппаратов. Во время испытаний Дмитрий Ракитский при переходе на режим авторотации оценил,что запаса времени по сбросу оборотов до критической величины больше чем на R-22.

Технические и летные характеристики первого прототипа Micron и(второго экземпляра)
Длина: 3,1 м.
Ширина: 1,6 м.
Высота: 2,53 м.
Вес вертолёта: 115 кг.
Максимальная взлетная масса: 242 кг.
Полезная нагрузка: 127 кг.
Крейсерская скорость: 88 км/ч
Максимальная скорость: 112 км/ч
Практический потолок(динамический): 3000 м.
Высота висения (с учетом влияния земли): 2408 м.
Высота висения (без учета влияния земли): 2073 м.
Скороподъемность: 293 м/мин
Продолжительность полета: 1 час
Продолжительность полета(с доп баком): 2,73 час
Расход топлива: 19 л/час.
Объем стандартного бака: 19 л
Объем увеличенного бака: 53 л
Тип топлива: автомобильный бензин АИ-95
Силовая установка: Rotax 503/MZ202 (2 такта,2 цилиндра)
Мощность: 50 лс/60 лс
3-х точечное, колесное шасси
Тип кабины: открытая
Диаметр несущего винта: 4,5 м./5,3 м.
Частота вращения главного винта: 730 об/мин/569 об/мин
Складывающаяся хвостовая балка.

Любители настоящих вертолётов могут в лучшем случае несколько раз прокатиться на них в качестве пассажира. А вот стать обладателем небольшого вертолётика вполне реально. А какие вертолёты самые маленькие в мире?

Самая маленькая радиоуправляемая модель вертолета

Неизвестно, кто больше получает удовольствия от обладания подобной игрушкой – дети, для которых эти вертолёты, собственно, и предназначаются, или их родители. Ведь так приятно представлять себя отважным пилотом, летящим на боевое задание! А если ваш вертолёт может выполнять в воздухе различные фигуры, то от него будет и вовсе не оторваться.

Японцы, известные своей склонностью к миниатюризации, и здесь впереди планеты всей. Они создали самую маленькую модель вертолёта на дистанционном управлении. Посадочной площадкой для этой малютки может служить ваша ладонь, ведь его вес не больше 11 грамм, а длина составляет 6,5 см. Даже пульт управления таким вертолётом выглядит гораздо больше него.

Этот мини-вертолётик носит гордое имя Nano-Falcon, что в переводе означает Нано-Сокол. Он и вправду впечатляет своими лётными характеристиками, практически не уступая в них обычному вертолёту. Гироскопические датчики позволяют ему летать во всех направлениях, оставаясь при этом стабильным. Правда, долго поиграть им не удастся, так как каждые пять минут вертолёту нужна получасовая зарядка.


Примечательно также и то, что разработчики Нано-Сокола использовали в его производстве детали из неработающих смартфонов. Именно из-за этого он имеет такой маленький вес, ведь смартфоны стараются делать как можно тоньше и легче. А также, благодаря этому, вертолётик имеет вполне доступную цену – менее 50 долларов.

Самый маленький беспилотный вертолет

Но маленькие беспилотные вертолёты можно рассматривать не только в качестве забавы. Военные силы давно взяли их на вооружение, и многие страны ведут разработку всё более усовершенствованных моделей этих аппаратов. Они могут мониторить важные объекты и территории, вести поисковые работы, производить геологическую разведку, съёмку местности и даже выполнять авиационные химические работы.


И конечно же, в первую очередь, маленькие беспилотные вертолёты пригодятся в роли военных разведчиков. Ведь сбор данных о противнике – очень опасное занятие, при котором жизнь бойца может ежесекундно подвергаться риску. Появление маленьких винтокрылых помощников существенно облегчило эту задачу.

Норвежская компания Prox Dynamics разработала самый крошечный летательный аппарат весом всего 15 грамм. Этот малыш отважно пробирается в стан врага и в режиме реального времени передаёт фотографии и видео. Несмотря на то, что он похож на детскую игрушку, вертолёт способен выдержать довольно суровые погодные условия.


Размеры этого вертолёта весьма скромные, 10х2,5 см. С такими габаритами он легко может поместиться в карман рюкзака или даже куртки. Дальность полёта составляет около 1 км. Его мощности хватает на то, чтобы продержаться в воздухе примерно полчаса. Максимальная скорость вертолёта – 30 км/ч.


В отличие от своих старших и гораздо более крупных братьев, шум которых слышен за много километров, маленький разведчик умеет практически незаметно подлететь к цели на расстояние до трёх метров. Его качества уже были успешно проверены в Афганистане, и теперь британские военные заключили контракт на производство 160 вертолётов для оснащения своей армии.

Самый маленький управляемый вертолет в мире

Существуют в мире и управляемые вертолёты, которые поражают своими небольшими размерами. На взгляд человека, не очень хорошо разбирающегося в летательных аппаратах, вертолёт не может весить столько же, сколько и его пилот. Но японская компания GEN Corporation легко опровергает это убеждение.


Вертолёт GEN H-4 занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый маленький управляемый вертолёт в мире. Его вес составляет всего лишь 70 кг. Но поднять он может в три раза больше, около 210 кг, куда входит топливо, сам пилот и небольшой груз.

Передвигается этот аппарат на достаточно большой скорости, она составляет около 100 км/ч. В зависимости от того, насколько он загружен, его мощности хватит на то, чтобы пребывать в воздухе от 30 до 60 минут. Он оснащён двумя винтами, которые расположены по соосной схеме. Их длина составляет 4 метра.


По мнению разработчиков, управление GEN H-4 доступно каждому человеку после небольшого обучения и короткой практики. Перед пилотом расположена рукоятка, на которой находится всё, что пригодится для управления машиной. В планах компании стоит разработка улучшенной модели этого вертолёта, где будет присутствовать складная рама и подушка безопасности.

Подобные вертолёты вскоре вполне смогут конкурировать с распространёнными повсеместно автомобилями. В небе пока ещё нет надоевших пробок, да и сам полёт под облаками не сравнить с поездкой по загазованной трассе. Так что, если у вас завалялись лишние 35 000 долларов, а именно столько стоит этот летательный аппарат, то вы вполне можете смотреть свысока на ваших бывших сотоварищей по дорожному движению.

В России был разработан уникальный легкий многоцелевой скоростной вертолет (МСВ) с красивым названием «Афалина». Российская разработка работает на обыкновенном автомобильном бензине и, по словам разработчиков, не имеет мировых аналогов. Вертолет был создан компанией ООО «Хеливейл» (HeliWhale) из города Кемерово. Предполагается, что в 2016 году компания займется серийным выпуском данного МСВ «Афалина». Легкий двухместный вертолет сможет решать большой круг задач, в том числе специальные задачи в интересах МЧС, МВД и других российских структур.

Впервые широкой публике новый вертолет от компании «Хеливейл» был представлен в рамках выставки HeliRussia 2015, которая проходила с 21 по 23 мая в Москве в выставочном центре «Крокус Экспо». По информации РИА « », в настоящее время данный легкий двухместный вертолет проходит комплекс практических испытаний с перспективой запуска в товарное производство серийной модели вертолета в следующем году. На выставке, которая прошла в мае в Москве, был показан демонстрационный образец «Афалины». Российское производство в сочетании с техническими решениями позволили существенно оптимизировать стоимость одного полетного часа, что позволяет применять данный легкий вертолет для решения широкого круга разнообразных задач, отмечают разработчики винтокрылой машины.


«Афалина» - это легкий двухместный однодвигательный вертолет, построенный по двухвинтовой соосной схеме, с тандемным расположением пилотов. В основе его аэродинамики используется дальнейшее развитие концепции АВС (Advancing Blade Concept). Максимальная скорость небольшого вертолета составляет 250 км/ч (крейсерская скорость 210 км/ч), а максимальная дальность полета 750 км. Взлетная масса вертолета не превышает 500 кг. При этом машина на данный момент времени обладает лучшими в своем классе летно-техническими характеристиками и соответствует всем основным современным запросам со стороны потребителей подобной продукции. Скоростные возможности вертолета и увеличенный размер его кабины обеспечивают дополнительный уровень комфорта при его эксплуатации.

Стоит отметить, что у кемеровских вертолетов необычная конструкция. По словам владельца компании HeliWhale Якова Колесника, в 2013 году был получен патент на систему управления соосными несущими винтами скоростного вертолета. Использование соосной схемы вертолета предполагает отсутствие винта, располагаемого на задней оси. Вертолеты соосной схемы отличаются несколько более сложным строением, но и коэффициент их полезного действия выше. Модель была названа «Афалиной» в честь самого умного вида дельфинов среди всех представителей китообразных, в России понаблюдать за этим умным и красивым морским животным можно на Черном море.

На данный момент времени скоростные вертолеты - это незаполненная ниша в области авиастроения. Теоретические предпосылки создания подобных машин были сформулированы еще в конце 1970-х годов. Первые реально скоростные образцы вертолетов удалось опробовать в 80-е годы прошлого века компании Sikorsky Aircraft. Однако в дальнейшем работы в этой области были временно приостановлены. Их возобновили только в 2006 году. Тогда той же компанией был спроектирован и построен экспериментальный образец вертолета Sikorsky X2: это был прототип скоростного вертолета соосной схемы с толкающим винтом, построенный на базе вертолета S-69. Уже в 2010 году на этой экспериментальной машине удалось установить рекорд скорости полета для вертолетов. Сейчас к вопросу создания скоростных вертолетов во всех классах присоединились вертолетостроительные концерны и производители из Европы и России.

Принимая во внимание тенденции развития индустрии и те запросы, которые ставит растущий российский авиационный рынок, конструкторы компании «Хеливейл» начали работу над созданием скоростного вертолета для авиации общего назначения. Главной задачей при создании вертолета стало обеспечение доступности машины и определенных скоростных характеристик. При создании модели вертолета кемеровская компания использовала опыт мирового вертолетостроения, новаторские технические идеи, а также постаралась учесть потребности будущих заказчиков своей машины. Как сообщает официальный сайт компании «Хеливейл», сегодня в мире легкие двухместные вертолеты находят весьма широкое применение, поэтому в компании верят в счастливую летную жизнь своего детища.

Компания «HeliWhale» принадлежит акционеру «Кузбасс Капитал Инвест» Якову Колеснику. При этом свое детище - Яков Колесник открыл небольшой завод по производству и ремонту вертолетов без финансовой поддержки от региона и государства - он принципиально не называет бизнесом. «Бизнес - это то, на чем сегодня в мире зарабатываются деньги. У нас же нет такой коммерческой цели, не будет ее и потом. В настоящее время мы занимаемся конструкторской работой, и нам это нравится. Мы разрабатываем вертолеты, а деньги можно зарабатывать на других вещах. У меня сейчас главная задача, чтобы люди, которые со мной здесь трудятся, получали нормальную заработную плату, как в нормальных странах, чтобы такая деятельность была престижной», - отметил Яков Колесник в интервью одному из кемеровских изданий. В его понимании нормальная зарплата - это около 100 тысяч рублей в месяц.

Такое вознаграждение за труд Колесник считает вполне оправданным, так как найти специалистов для конструирования и сборки вертолетов в Кемерово довольно трудно. Главным конструктором легкого многоцелевого скоростного вертолета «Афалина» является выходец из Новосибирска Михаил Мамыкин, который 15 лет проработал в Новосибирске на известном Чкаловском авиационном заводе (НАЗ имени В. П. Чкалова). Специалисты по пластиковым деталям - из Кемерово. Их возглавляет Максим Ивлев, с которым Яков Колесник познакомился еще в школьные годы в кружке авиамоделирования и несколько лет назад с трудом уговорил его уйти из области автомобильного тюнинга в авиастроение. Вот такой коллектив трудился над перспективной российской новинкой.

Помимо «Афалины», которая уже была показана на выставке, есть и «Афалина Турбо». Этот вертолет сможет развивать в воздухе максимальную скорость до 300 км/ч. Предполагаемая цена будущих винтокрылых машин - около 150 тысяч долларов. «Многие спрашивают нас, где мы берем запчасти для вертолета? Так вот, мы их нигде не берем, а сделали их сами. Ни у кого ничего не крали. В нашем проекте чужое лишь то, что в нашей стране делать не умеют - это «движок» и электроника, то есть навигационное оборудование. Все остальное - рамы, фюзеляж, лопасти, сидения - придумывалось и изготовлялось в Кемерово», - рассказал журналистам Колесник.

МСВ «Афалина» - это результат кропотливой творческой деятельности коллектива единомышленников, людей, которые фанатично преданы авиации. Всего за четыре года производственное помещение, которое выросло здесь с «нуля» буквально на пустыре, превратилось в полноценный небольшой, хорошо оснащенный и высокотехнологичный завод по ремонту и производству легких вертолетов. В ближайших планах компании налаживание серийного производства вертолетов и выход с готовым продуктом на российский и международные рынки. Вертолет «Афалина» может пригодиться для нужд МЧС, топливно-энергетических компаний, санитарной авиации, для нужд частных и корпоративных клиентов, использоваться в учебных целях.

На заднем дворе Яков Колесник оборудовал вертолетную площадку, время от времени на нее приземляются вертолеты его друзей, которые прилетают к нему в гости. Колесник и сам предпочитает вертолет автомобилю для совершения деловых поездок по региону. Рост интереса к малой авиации в Кемерово настолько велик, что в областном центре даже был открыт частный аэродром. Выучиться на пилота сегодня можно в Кемеровском аэроклубе. Сам бизнесмен Яков Колесник считает, что использование в современной жизни легких вертолетов экономически оправдано и безопасно. По его словам, подготовленный пилот сможет верно направить вертолет даже при отказе двигателя. «Однажды у меня на высоте 200 метров отказал двигатель, и я совершил посадку в режиме авторотации. Приземлившись, выключил всю электронику, прислушался к себе - травм нет, вылез из машины и ушел. Это штатная ситуация», - отметил Колесник.

Особенности конструкции

В качестве двигателя на «Афалине» используется немецкий «Rotax 914 UL» мощностью 115 л.с. Выбор двигателя был обусловлен тем, что поршневые двигатели компании «Rotax» отличаются высокими экономическими показателями, а также обладают большим ресурсом работы. Такой двигатель в десятки раз дешевле газотурбинного двигателя малой размерности и потребляет немного топлива в крейсерском режиме работы (до 18-22 литров в час). При этом двигатель работает на обыкновенном автомобильном топливе - бензине Аи-95, который широко представлен в России, а не на специальном авиационном керосине. Сегодня данные авиационные двигатели ставятся на многих летательных аппаратах. Двигатель зарекомендовал себя как очень надежный и был сертифицирован в Европе.

Главный редуктор - это собственная разработка кемеровской компании. Используется двухступенчатый редуктор. Первая ступень редуктора - цилиндрическая косозубая, вторая ступень - двухпоточная коническая зубчатая передача с круговым зубом. Во второй ступени редуктора были размещены датчик температуры масла, сигнализатор стружки и датчик оборотов несущего винта. Двигатель вертолета и редуктор связаны между собой трансмиссией, которая имеет в составе демпфирующую упругую резиновую муфту и муфту включения (в одном агрегате).

Несущая система вертолета - соосные синхронизированные винты. Лопасти выполнены из углепластика, они жестко закреплены во втулках.

Фюзеляж вертолета: рама ферменная, сварена из труб (Ст20). Кабина вертолета, хвостовая балка и оперение машины выполнены из стекло-углепластика. Расположение пилотов в кабине тандемное, управление вертолетом спаренное. Для поддержания в кабине пилотов необходимой температуры на борту имеется система вентиляции и обогрева воздуха.

Шасси вертолета полозковое алюминиевое. Для транспортировки машины по земле предусмотрен монтаж съемных колес, которые позволяют всего одному человеку без особых проблем транспортировать вертолет на место его стационарного базирования.

Интересной особенностью является возможность установки на вертолет быстродействующей парашютной системы МВЕН «Кобра»-500. Это пиротехническая система с принудительным раскрытием парашюта, которая в состоянии спасти груз массой до 500 кг. В наши дни все более очевидным становится тот факт, что использование парашютных систем спасения, которые в случае аварии или нештатной ситуации спасают пилотов вместе с летательным аппаратом - это наиболее рациональный способ повышения безопасности полетов на летательных аппаратах сверхлегкого класса. Доказывается это и статистикой успешных применений подобных спасательных систем.

Назначение и область применения вертолета «Афалина»

Сегодня во всем мире легкие двухместные вертолеты обладают достаточно широкой областью применения. В основном такие машины используются для:
- обучения и тренировки пилотов вертолетов;
- аэрофотосъемки и наблюдения за местностью;
- полицейского патрулирования;
- контроля линий электропередач и трубопроводов;
- перевозки медперсонала;
- перевозки частных лиц;
- административных перевозок;
- авиационных сельскохозяйственных работ;
- работы на рыболовецких промыслах;
- спортивных полетов.

Летно-технические характеристики вертолета «Афалина»:
Габаритные размеры: длина - 7,2 м (без лопастей), ширина - 1,85 м, высота - 2,8 м, диаметр несущих винтов - 6 м.
Количество несущих винтов - 2 (по 6 лопастей).
Взлетная масса - 500 кг.
Масса конструкции - 270 кг.
Масса полезной нагрузки - 180 кг.
Силовая установка - Rotax 914 UL (115 л.с.).
Расход топлива - 18-22 л/час.
Максимальная скорость полета - 250 км/ч.
Крейсерская скорость полета - 200 км/ч.
Дальность полета максимальная - 750 км.
Статический потолок - 2000 м.

Источники информации:
http://heliwhale.ru (производитель)
http://www.arms-expo.ru/news/novye_razrabotki/rossiyskaya_afalina_mnogotselevogo_naznacheniya
http://biz.a42.ru/lenta/show/yakov-i-vertoletnaya-fabrika.html
http://www.helirussia.ru/ru/dlya_smi/press_relizyi/2015/04/06/kompaniya_«xelivejl»_predstavit_na_helirussia_2015_novyij_sverxlegkij_skorostnoj_vertolet_«afalina»
http://lenta.ru/news/2015/05/12/helirussia

Корпорация Hirobo Electric Corporation обещает выпустить на рынок революционное транспортное средство - электрический одноместный мини-вертолет, способный летать с пассажиром со скоростью 100 км/ч.

Воплотить мечту об автомобиле, способном летать, или о вмещающемся в рюкзак вертолете то и дело грозятся никому не известные компании, которые быстро исчезают, так и не сумев сконструировать ничего практичного. На сей раз о создании компактного летательного средства заявила серьезная вертолетостроительная корпорация Hirobo со штаб-квартирой в Хиросиме. Она продемонстрировала прототип этого устройства.

Макет будущего мини-вертолета был выставлен на Международной аэрокосмической выставке в японском городе Нагоя. По словам президента Hirobo Котаро Матсузаки, его компания инвестировала 10 млрд. иен ($125 млн.), чтобы подобные транспортные средства стали использоваться для личных полетов. Основным предназначением мини-вертолетов Hirobo называется транспортировка при авариях и бедствиях. Компания планирует производить два вида этих вертолетов: беспилотный - стоимостью 10 млн. иен ($125 тыс.), и одноместный, стоимостью 30 млн. иен ($375 тыс.). Беспилотные модели могут использоваться для срочной транспортировки материалов, таких как человеческие органы или кровь.



Мини-вертолеты Hirobo смогут разгоняться до 100 км/ч и летать без дозаправки в течение 30 мин. Они будут работать на электромоторе, что может сделать их полезными для проведения спасательных операций. Тихий звук мотора позволит пилоту находить людей, зовущих на помощь. Выпустить мини-вертолеты в продажу Котаро Матсузаки рассчитывает в 2021 г . Компания больше опасается юридических, а не технических трудностей. Согласно прогнозам Hirobo, на то, чтобы получить разрешение на использование мини-вертолетов в Японии, потребуется от двух до четырех лет. Перспектива использования мини-вертолетов для спасения людей радует, но многих беспокоит тот очевидный факт, что применение их в качестве городского транспорта несет немалую угрозу для жизни людей и инфраструктуры.



В настоящее время на рынке можно найти бензиновые одноместные вертолеты стоимостью от нескольких тысяч долларов, а также инструкции о том, как самостоятельно сконструировать такой аппарат на основе мотора из бензопилы. Однако удобство и безопасность этих транспортных средств остаются на крайне низком уровне.



Самым известным из одноместных мини-вертолетов является выпускаемый японской компанией Gene аппарат GEN H-4. Это летательное устройство стоимостью около $60 тыс. состоит всего лишь из сиденья, шасси и двух 4-метровых винтов, вращающихся в противоположные стороны. Бензиновые двигатели GEN H-4 способны разгонять вертолет до 90 км/ч и работать без дозаправки в течение 30 мин.

Активные работы в создании сверхлегких вертолетов приходятся на 40-е и 50 годы уходящего столетия. Наша страна не была исключением и первым, кто приступил к решению этой проблемы был Н.И. Камов.

В 1946 году под его руководством был построен первый в Советском Союзе одноместный вертолет Ка-8 «Иркутянин» — «воздушный мотоцикл», как его назвали журналисты после демонстрации на воздушном параде в Тушино 25 июля 1948 г. . Вертолет был построен по соосной схеме несущих винтов с мотоциклетным двигателем мощностью 38 л.с.

После успешных полетов вертолета Ка-8 Н.И. Камову поручается создание на его базе вертолета наблюдения и связи для кораблей Военно-Морского Флота. И в октябре 1948 года организуется новое вертолетное ОКБ. Н.И. Камов существенно улучшает конструкцию Ка-8 и создает новый одноместный вертолет Ка-10, но уже с авиационным поршневым двигателем АИ-4Г главного конструктора Ивченко А.Г..

Соосная схема несущих винтов, в виду отсутствия рулевого винта, обеспечивала вертолету высокое аэродинамическое качество, а аэродинамическая симметрия несущей системы соосных винтов исключала перекрестные связи в системе управления и делала более простой технику пилотирования вертолета, повышала его маневренность, обеспечивала низкий уровень вибраций конструкции. Совокупность этих отличительных факторов соосной схемы вертолета в дальнейшем были подтверждены и на последующих вертолетах ОКБ Камова различных весовых категорий и назначений.

В 1971 году Решением Правительства коллективу ОКБ была задана разработка сверхлегкого одноместного вертолета в интересах Вооруженных Сил СССР. Руководство работами поручается Заместителю главного конструктора Фомину Сергею Николаевичу. В соответствии с Техническим Заданием вертолет должен был быть спроектирован так, чтобы обеспечивал укладку его в транспортировочный контейнер цилиндрической формы диаметром не более 500 мм. Это требование определялось базированием вертолёта как на надводных, так и подводных судах Военно-Морского флота и транспортировкой к месту эксплуатации самоходными средствами через торпедные аппараты судов.

Из транспортировочного состояния в эксплуатационное вертолет должен приводиться одним человеком в течении 15 минут. И еще одно немаловажное требование — полная автономность длительной эксплуатации вертолета вдали от мест базирования. Эти требования сразу определили концепцию конструктивного решения вертолета — вертолет должен быть складным с минимальным количеством отсоединяемых элементов.

Были рассмотрены различные компоновочные решения, изучен опыт американцев, которые в 1956-57 годах провели конкурс на одноместный вертолёт, по которому прошли испытания вертолеты одновинтовой схемы фирмы Хиллер и соосной схемы фирмы Гиродайн. К серийному производству не был принят ни один из вертолётов, и вертолёты эти были только легко разбираемые.

В результате большого объема расчетно-конструкторских работ коллективом ОКБ вертолет Ка-56 Оса был выполнен по схеме «складского угла» с размещением пилота по типу как на вертолете Ка-10. Вертолет оснащен роторно-поршневым двигателем воздушного охлаждения и колесным шасси с хвостовой упругой опорой.

Применение роторно-поршневого двигателя с воздушным охлаждением и работающем на автомобильном топливе решало многие задачи, начиная от малых габаритов двигателя, по сравнению с обычным поршневым двигателем, более равномерной его работой и низким уровнем вибрации и шума, устойчивостью к запуску в условиях низких температур наружного воздуха. Кроме того, упрощалась задача обеспечения вертолета топливом и маслами в условиях отдаленных от мест базирования.

В процессе разработки был построен полномасштабный макет вертолета, на котором до мельчайших подробностей отрабатывались на уровне рабочей документации основные компоновочные решения и конструкция узлов складывания агрегатов и элементов вертолета.

Параллельно с макетом был создан опытный образец основного модуля вертолета — двигатель, редуктор, соосная несущая система.

Конструктивно, решения узлов складываемых элементов вертолета были выполнены по схеме одноподвижных кинематических пар, и таких пар, которые обеспечивали процесс складывания или развертывания вертолета в эксплуатационное состояние на вертолете всего шесть.

Отделяемыми элементами конструкции являлись только 4 лопасти соосного несущего винта. Стыковка лопастей осуществлялась быстроразъемным пальчиковым соединением с фиксирующей пружиной задвижкой.

Несущая система (за исключением лопастей) и система управления вертолетом не требовали никаких регулировочных работ после развертывания вертолета в эксплуатационное состояние.

В результате натурной отработки конструкции вертолета, удалось добиться того, что время приведения вертолета из транспортировочного положения в эксплутационное одним человеком составило менее 10 мин.

При взлетной массе 220 кг. вертолет поднимал полезную нагрузку более 110 кг. при мощности роторно-поршневого двигателя 40 л.с.

Вертолет мог преодолеть расстояние до 150 км со скоростью 110 км/ч на высотах полета до 1700 м.

К сожалению, вертолет не удалось довести до летных испытаний из-за недоведенности роторно-поршневого двигателя и вообще отсутствия у нас в стране авиационного поршневого двигателя малой мощности.

Затем наступили новые времена и перед ОКБ были поставлены новые задачи.

Модификация Ка-56
Диаметр несущего винта, м
Длина,м
Высота,м
Масса, кг
пустого 110
нормальная взлетная 220
Тип двигателя 1 ПД
Мощность, л.с. 1 х 40
Максимальная скорость, км/ч 110
Практическая дальность, км 150
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 1700
Экипаж, чел 1